Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Школа замещающих родителей

Для семейного устройства детей в ГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Лысковского муниципального округа» работает «Школа замещающих родителей» - программа подготовки граждан, выразивших желание стать замещающими родителями.

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса РФ» и постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 391 с 1 сентября 2012 года лица, желающие принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить/удочерить, взять под опеку/попечительство, стать приемным родителем), должны проходить психолого-педагогическую и правовую подготовку.

Подготовка замещающих родителей осуществляется специалистами ГБУ «СРЦН Лысковского района» на основании ДОГОВОРА № 2 от 17 мая 2010 года «о передаче некоторых полномочий органов опеки и попечительства Лысковского муниципального района» и в соответствии с тематическим планом лекционно-практического курса, разработанного в рамках программы «Школа приёмного родителя».

Цель программы: развитие профессиональной компетентности взрослых, ответственных за успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приёмных, опекунских, попечительских семьях.

Задачи:

  • Проведение тренингов для приемных родителей, опекунов (попечителей) по вопросам личностного развития детей, специфики их воспитания.
  • Коррекция взаимоотношений между приемными родителями, опекунами (попечителями) и подопечными.
  • Обучение приемных родителей, опекунов (попечителей) специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности проблемного ребенка.
  • Пропаганда семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в средствах массовой информации.

Принципы Школы приемного родителя:

  1. Школа не дает готовые советы и рецепты, а дает знания и практические навыки, позволяющие человеку самому разобраться в своей ситуации.
  2. Личные данные о слушателях, их семьях и детях, полученные в ходе встреч, остаются конфиденциальными и не передаются третьим лицам.
  3. Наша программа универсальна — подходит для всех форм семейного устройства (усыновление, опека, приемная семья).
  4. Приглашаем всех жалеющих — тех, кто уже принял ребенка, и тех, кто только задумывается об этом.
  5. Обучение бесплатное.

В Школе каждый кандидат сможет:

  • оценить собственные силы и возможности принятия ребенка в семью;
  • практически и морально подготовится к приему ребенка;
  • получить необходимые знания для успешного создания новой семьи;
  • узнать, как важны для ребенка семья и дом, и многое другое.

Обучающий курс рассчитан на 13 тематических занятий общей продолжительностью 80 часов и включает в себя следующие блоки:

  • организационный;
  • юридический;
  • медицинский;
  • психолого-педагогический.

Форма обучения - очная.

В рамках Школы проводится диагностика и психологическое обследование кандидатов в замещающие родители и членов их семей для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего в семью.

По окончании обучения проводится итоговая аттестация. Кандидатам выдается свидетельство государственного образца о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Кто  может стать приемным родителем?

  • Совершеннолетние и дееспособные граждане РФ.
  • Семейные пары.
  • Одинокие граждане.

Если

  • Ваша душа ищет спасения в добрых делах.
  • Вы любите детей, но у Вас их нет
  • Вы отпустили своих детей во взрослую жизнь, и Ваш дом опустел без детского смеха.
  • Вы верите, что человек способен изменить жизнь к лучшему хотя бы для одного ребёнка из детского дома, став ему верным другом и наставником.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:

  • 8 (831 49) 5-96-85
  • 8 (831 49) 5-17-79

АДРЕС: Нижегородская область, город Лысково, улица Большая Советская, дом № 45

ЭЛ. АДРЕС: gu.srcn-lsk@mail.ru 


Нормативно-правовая база «Школы приёмных родителей»

Приказ министерства образования РФ № 235 от 13.03.2015 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»
Приказ министерства образования НО и министерства социальной политики НО № 931/325 от 09.04.2013 «Об утверждении программы подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка оставшегося без попечения родителей»


Положение о Школе замещающих родителей

Скачать графическую версию положения

Скачать бланк заявления гражданина, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для прохождения подготовки в организации

Скачать бланк заявления гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных, установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, для прохождения подготовки в организации

Скачать бланк протокола №  заседания комиссии по итогам аттестации в виде собеседования Заявителей Школы замещающих родителей ГБУ «СРЦН Лысковского муниципального округа»

Свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации

Специалисты Школы замещающих родителей 

Ф.И.О. специалиста

Занимаемая должность и функция в ШЗР

Образование (с указанием наименования учебного заведения и полученной специальности)

Стаж работы в ШЗР

Сведения о наличии квалификационной категории и курсах повышения квалификации

Рожик Ирина Вениаминовна

Руководитель Службы сопровождения семьи и ребенка, педагог

Высшее. Закончила «Коми ордена «Знак Почета» государственный педагогический институт»

Специальность: французский и немецкий языки

С 2014 года

Высшая квалификационная категория

Курсы повышения квалификации «Современные технологии организации и проведения школ приемных родителей»

ООО «Верити» Москва, 2020 г.

Дикушина Ольга Борисовна

Педагог-психолог

Высшее.

Закончила «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса»

Специализация: психология.

С 2012 года

1 квалификационная категория

Курсы повышения квалификации «Современные технологии организации и проведения школ приемных родителей»

ООО «Верити» Москва, 2020 г.

Степанова Ольга Васильевна

Специалист по социальной работе

Высшее.

Закончила «Государственный педагогический институт иностранных языков им. Н.А. Добролюбова»

Специальность: английский и немецкий языки.

С 2019 года

-

Соловьева Анна Александровна

Врач-педиатр

Высшее.

Закончила ГОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Специальность: педиатрия.

С 2014 года

2016 год – курсы повышения квалификации по программе «Педиатрия»

 Учебно-тематический план программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

            Учебно-тематический план ШЗР на 2022 год

№п\п

        Темы

       Количество академических часов

 

 

 

Форма контроля

 

Всего

               в том числе

Лекции

Семинары-тренинги

Индивидуальное консультирование

1

Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители.

   8

    1

       2

          5

Структурированное интервью

Чернухина Г.А.

Дикушина О.Б.

2

Представление о потребностях приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей.

  13

    1

       8

           4

Домашнее задание

 Дикушина О.Б.

Рожик И.В.

3

Этапы развития ребенка.

   6

    0

         6

            0

Домашнее задание

Соловьева А.А.

4

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению

   8

    2

         6

           0

Домашнее задание

Дикушина О.Б.

Рожик И.В.

5

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).

   6

   0

       6

            0

Домашнее задание

Дикушина О.Б.

Рожик И.В.

6

Адаптация приемного ребенка и приемной семьи.

   10

     0

        6

           4

Домашнее задание

Дикушина О.Б.

Рожик И.В.

7

«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка.

   4

     0

       4

          0

Домашнее задание

Дикушина О.Б.

Рожик И.В.

8

Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка.

  2

     0

        2

           0

Домашнее задание

Дикушина О.Б.

Соловьева А.А.

Рожик И.В.

9

Особенности полового воспитания приемного ребенка

    2

     0

        2

            0

Домашнее задание

Дикушина О.Б.

Рожик И.В.

10

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка.

   7

    0

        2

             5

Домашнее задание

Дикушина О.Б.

Рожик И.В.

 

 

11

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.           

   3

    1

        0

           2

Домашнее задание

Степанова О.В.

 

 

            

 

 

 

 

                    

12

Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям.

   7

      1

         6

        0

Дикушина О.Б.

Степанова О.В.

13

Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители

   4

     0

         2

         2

Итоговое тестирование и собеседование

Чернухина Г.А.

 

Всего

   80

      6

        52

        22

 

 


Скачать учебно-тематический план


Результаты деятельности «Школы замещающих родителей»

Результаты деятельности «Школы замещающих родителей»  с 01.09.2012 г. по 31.12.2021 г. 

Количество граждан, зачисленных в ШЗР – 176 человек

Количество граждан, прошедших обучение в полном объеме и получивших свидетельства о прохождении подготовки – 157 человек
из них семей – 39
Количество групп, закончивших обучение — 25  


 Формы семейного жизнеустройства

Формы семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Замещающая семья – семья, осуществляющая замещающую семейную заботу для ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от формы семейного жизнеустройства ребенка.

Усыновление / удочерение — приоритетная форма устройства детей, предполагающая принятие в семью ребенка на правах кровного, со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Особенности усыновления/удочерения:

  • Усыновление производится в судебном порядке.
  • Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
  • Усыновленный ребенок по своим правам в семье усыновителей ничем не отличается от собственных детей усыновителей, что позволяет ему чувствовать себя полноценным членом семьи; это в свою очередь обеспечивает чувство стабильности, безопасности и психологической защищенности.
  • Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, место и дату рождения в пределах трех месяцев в одну или другую сторону от первоначальной даты рождения ребенка.
  • Тайна усыновления охраняется законом.
  • Государственная поддержка семей усыновителей в финансовом плане после усыновления федеральным законодательством не предусмотрена, за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых семьям, имеющим детей, на общих основаниях.
  • Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть, как правило, не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.

Опека / попечительство — самая распространенная форма устройства ребенка на воспитание в семью в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними от 14 до 18 лет. Опека (попечительство) назначается на определенный срок, как правило, до совершеннолетия ребенка.

Особенности опеки / попечительства:

  • Опека устанавливается в административном порядке решением руководителя (заместителя руководителя) органа опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, так как не требуется решение суда.
  • На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в субъекте Российской Федерации норматива (ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого).
  • Опекаемые дети имеют право на причитающиеся им алименты, пенсию по потере кормильца, пособия и другие социальные выплаты, сохранение права пользования (собственности) жилым помещением, а при его отсутствии, имеют право на получение жилого помещения по достижению 18–летнего возраста.
  • Не исключено появление кандидата в усыновители, поскольку усыновление является приоритетной формой устройства ребенка.
  • Отсутствует тайна передачи ребенка под опеку, и контакты с кровными родственниками возможны, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав.
  • Изменение фамилии ребенка и даты рождения невозможно.
  • Органы опеки и попечительства регулярно осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя).

Формы и виды опеки и попечительства:

  • Безвозмездная опека (попечительство);
  • Опека (попечительство) по договору об осуществлении опеки и попечительства (возмездная опека), включая опеку (попечительство):
    • по договору о приемной семье;
    • по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Приемная семья — опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Особенности приемной семьи:

  • Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не превышает, как правило, 8 человек.
  • Существует возможность передать в приемную семью детей, не имеющих перспективы для усыновления (трое и более детей из числа братьев и сестер; детей старшего возраста).
  • Устанавливается ежемесячная оплата труда приемных родителей.
  • Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитанием и расходованием средств.
  • Создание приемной семьи не влечет за собой возникновения алиментных и наследственных правоотношений между приемными родителями и приемными детьми. Правоотношения между ними прекращаются по истечении срока договора о передаче ребенка в семью.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью – на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в патронатную семью (ст. 123 СК РФ)

  ГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Лысковского муниципального округа"

  Сокращенное наименование: ГБУ "СРЦН Лысковского муниципального округа"

 Дата государственной регистрации: 13.02.2002 г.

 Учредитель: Министерство социальной политики Нижегородской области

  И.о. директора: Китаева Елена Николаевна

 Адрес: 606210, Нижегородская область, Лысковский район, г. Лысково, ул. Б. Советская, 45

 Справочный телефон: (831 49) 5-17-79 | Факс: (831 49) 5-96-85

 E-mail: gu.srcn-lsk@mail.ru

 Противодействие коррупции